Подписаться
Блог о мультфильме и нашей культуре

4 ноября — День Народного Единства

К сожалению, тема замечательного, очень важного для нас праздника раскрыта в Сети недостаточно. Хочется, по возможности, исправлять это недоразумение — выкладываю текст и запись радиопередачи, приготовленной по заказу управления культуры г.Богдановича. При копировании текста частично или полностью, пожалуйста, давайте ссылку на эту страницу. Приятного чтения, или прослушивания!

День Народного Единства

 

 

Вслушайтесь в слово «Русский». Как вы думаете, в чём его особенность? В чём отличие, например, от слов Англичанин, Француз, Пуэрториканец? Верно. Это слово не обязательно указывает национальность. Слово Русский – прилагательное. Русским может быть, к примеру, кавказец, или житель нашего бескрайнего севера. Русским может быть буддист или мусульманин, богач или нищий, известный ученый или простой трудяга. Русский – это особое состояние души, воспитанное родной землёй. Это очень глубокое понятие, определяющее нечто общее там, где, казалось бы, существует непримиримая разница. Это единство различий. И в этой двойственности заключена непреодолимая сила.

Множество раз обрушивались на великую Русскую землю невзгоды, неоднократно запускались процессы, стремящиеся уничтожить её разделив на обломки, — слабые, не способные к сопротивлению. Могущественные и коварные вражеские силы на протяжении всей истории пытались искоренить сам Русский дух, заставить государство исчезнуть, посеяв в народе раздор и распри. Но русский народ никогда не сдавался. В нужную историческую минуту, когда нашей Родине грозила беда он, вопреки расчётам недруга, еще более сплачивался, чтобы защищать её рьяно и в полную силу.

Один из самых молодых государственных праздников – День Народного Единства – в непростом современном мире является для нас так же и одним из самых актуальных. Наряду с праздником Великой Победы над фашистской Германией, 4 ноября мы чтим победу над иностранными захватчиками, которую одержали наши предки более чем 400 лет назад, — тогда Москва и вся Русь была спасена от захваченной интервентами власти. Перед лицом опасности, грозящей разрушить великое государство, наши люди, независимо от сословия, статуса, национальности или вероисповедания, — объединялись и были сильнее любого врага. Так было, и так будет всегда, — ведь мы помним кто мы — и гордимся нашей историей.

История праздника

  В 1649-ом году царь Алексей Михайлович (второй из рода Романовых) объявил 22 октября – то есть 4 ноября по новому стилю – днём Казанской иконы Божьей Матери. Люди были уверены в том, что именно она принесла победу в восстании 12 года того же столетия. После которого, кстати, и пришло правление дома Романовых. Пришло на целых 300 лет, взамен предшествующей смуты, царящей в голодной и истерзанной России. Смуты, начавшейся на закате династии Рюриковичей после кончины Фёдора, сына Ивана Васильевича, —  грозного карателя всех врагов государства Российского.

Зачинщик смутного времени Лжедмитрий 1-ый, объявив себя выжившим отпрыском Ивана Васильевича спровоцировал множество братоубийственных столкновений, а для иностранцев открыл границы, устроив их въезд и выезд почти безо всякого контроля. Россию тогда называли за границей самой свободной страной, — внутренняя экономика страдала, а всякого рода политическим интервентам обеспечивалось приволье. Его последователи в деле разрушения Руси – Василий Шуйский, Лжедмитрий 2-ой и 3-ий, а потом и семибоярщина всего за 15 лет привели государство на самый край гибели. Для той поры характерен невероятный упадок уровня жизни, во всех слоях царили распри, и для внешних врагов не было никаких препятствий — Польская интервенция тогда занимала московский Кремль.

Однако, Россия сохранила свою независимость и право быть государством. Не смотря на крайне негативные общественные отношения, классовые и сословные разногласия, народ ополчился против засевшей в Кремле иноземной знати. Патриарх Всея Руси Ермоген, проявивший себя как настоящий патриот открыто критиковал альянс между изменниками и интервентами, призывая народ защитить Родину.

Польское правительство уже готовилось окончательно уничтожить русское государство. Но вскоре, второе по счету ополчение, оказалось сильнее оккупантов. Возглавляли его новгородцы — земской староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Храброму военачальнику Пожарскому, и хозяйственному старосте Минину, при поддержке патриотически настроенных дворян, бояр, представителей духовенства и посадских людей удалось собрать и снабдить всем необходимым войско. Около 10 тысяч человек –  казаков, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев, и представителей других сословий, а также татар двинулись на Москву.

Осенью 1612-ого года в окрестностях Москвы полыхали битвы, — сторонники узурпаторов пытались оказать им помощь, но встретили достойный отпор. 22 октября ополченцы, с иконой Божьей Матери в руках взяли Китай-Город, — часть городской стены, а к концу октября осажденные в стольном граде поляки, интервенты и изменники сдались. Сердце России – Москва была спасена народом, проявившим стойкость и храбрость в борьбе с врагом. Единство и воля народа привели его к победе. Оккупация была сброшена, как тяжелое ярмо, и великая Русь снова вдохнула полной грудью.

Минин и Пожарский разослали грамоты, в которых призывали на Земской Собор – выбрать нового государя. И, после двух месяцев совещания, в котором участвовало 700 человек из самых разных уголков страны, выбрали 16-ти летнего Михаила Фёдоровича Романова, выходца из боярской семьи, кандидатура которого отвечала народным интересам. Юный царь поклялся править по справедливости, прислушиваться к Земскому совету и боярской Думе.

На плечи молодого Государя легла борьба за искоренение предателей, воров и разбойников, которых после смуты оставалось на нашей земле великое множество. Но он чувствовал поддержку от своих подданных, всей душой уповающих на его справедливое правление. Таким был, к примеру, простой крестьянин Иван Сусанин. По преданию, еще перед тем, как оказаться в Москве и взойти на престол, будущий царь Михаил Фёдорович был скрыт от желающего перехватить его польского отряда в избе Ивана. Сам же Иван отвел Поляков в непроходимую глушь, где принял мученическую смерть от обреченных на гибель в болоте врагов. Возможно, этот простой человек, в одиночку, предотвратил новую смуту. Так народный героизм и самоотверженность помогали становлению обновленного, очищенного от скверных людей и мыслей государства Российского.

Михаил Фёдорович правил 30 лет и 3 года, передав престол своему сыну – Алексею Михайловичу, который, как мы помним, и учредил праздник Казанской иконы Божьей Матери.

Празднования проходили ежегодно, на протяжении трёх столетий, и были общенародными. В 1818 г. указом императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. Широко отмечали праздник до Революции 1917 года, после которой ему на смену пришел праздник 7 ноября. Это была новая веха нашей истории, появились новые лозунги, однако, смыслы остались прежними – единство народов в любви к родной земле и горячей жажде справедливости.

В новом тысячелетии тема единого народа, способного разделять горе и радость, сообща справляясь с трудностями зазвучала в наших сердцах с новой силой.  Теперь новые герои, вместе, совершают новые подвиги. В декабре 2004 года, по инициативе правительственных, общественных, и религиозных организаций, день 4 ноября вновь стал общероссийским праздником – Днём Народного Единства.

Каждый год 4 ноября жители России с радостью выходят на улицы вместе, испытывая крепкие братские чувства – они улыбаются друг другу, обнимаются, поют песни. И в каждом городе нашей огромной страны, в самых отдаленных её уголках, слышится тёплый, задушевный разговор между добрыми друзьями, и дружба эта закалялась столетиями. С праздником, дорогие друзья!

 

Добавить комментарий